В докладе рассматривается практика Раджа Йоги, которая преподается в Брахма Кумарис Всемирном Духовном Университете (БКВДУ), основанном в 1936 году в Индии.
Данная практика отличается от широко известной классической Раджа-йоги, поэтому в дальнейшем мы будем называть ее Легкая Раджа Йога. Такое название также можно встретить в литературе, посвященной этой практике [1] (см. перечень литературы в конце статьи).
Истоки Легкой Раджа-Йоги
Легкая Раджа-Йога преподается во Всемирном Духовном Университете Брахма Кумарис (БКВДУ), который был основан в 1936 году. БКВДУ - международная общественная благотворительная организация, дающая духовно-нравственное образование.
Брахма Кумарис — это более 9000 центров в 130 странах. Легкой Раджа Йогой регулярно занимаются свыше 900 тысяч студентов БКВДУ на всех континентах. Университет участвует в международных проектах, активно сотрудничая с ООН и ЮНЕСКО.
Теория и практика Легкой Раджа Йоги
Премьер-министр Индии Нарендра Моди описал чудодейственные свойства йоги и заявил, что она может помочь в решении мировых проблем: «Йога — бесценный дар нашей древней традиции. Она олицетворяет единство духа и тела, мыслей и поступков, гармонию людей с природой. Она помогает человеку ощутить единство с самим собой, окружающими и с природой».
Легкая Раджа Йога, преподаваемая в БКВДУ, включает в себя определенный режим дня, систему вегетарианского питания, практику медитации и правила поведения. Эта практика по сути очень похожа на классическую Раджа-йогу, которая включает в себя восемь ступеней: яма, нияма, асаны, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи. Однако есть и весьма существенные отличия.
Практичность, эффективность и доступность — это главные критерии, которые просматриваются как в изложении теории, так и в самой практике Легкой Раджа Йоги. Девиз студентов БКВДУ: «Хочешь изменить мир — начни с себя. Хочешь изменить себя — начни со своих мыслей».
На протяжении всей истории возникали и развивались различные формы йоги. Каждая фокусировалась на определенных методах и практиках для достижения целей:
- личностное освобождение (от иллюзий и страданий);
- достижение совершенства сознания и улучшение характера;
- восстановление связи между умом и телом;
- состояние внутреннего счастья, на основе самопознания;
- восстановление близких отношений с Богом, которые были потеряны.
Разные виды Йоги тем или иным образом в какой-то степени ведут к этим целям.
* Хатха Йога - система физических поз (асан), цель которых состоит в том, чтобы очистить и укрепить физическое тело. А также, благодаря концентрации внимания и контроле внутреннего состояния, подготовка сознания для глубокого самосозерцания (размышления).
* Карма Йога - самоотверженное бескорыстное служение окружающим людям с осознанием Бога как вершителя.
* Мантра Йога - сосредоточение сознания на звуке с помощью повторения определенных универсальных звуков (мантр), являющихся представлением особого аспекта Духа.
* Бхакти Йога - всеобъемлющая преданность, стремление видеть и любить в каждом существе и во всем мире божественную суть, поддерживая таким образом постоянный культ поклонения.
* Джнана Йога - путь мудрости, ведущий к пробуждению интеллекта (открытие третьего глаза) и последующее применение его на практике для достижения духовного освобождения.
* Раджа Йога - самый высокий, Королевский путь Йоги, систематизированный во втором веке до н.э. индийским мудрецом Патанджали, который объединил сущность всех других путей.
Фундаментом практики Раджа Йоги — являются духовно-нравственные ценности, а главные цели — самоосознание своей духовной сущности и духовное пробуждение, развитие личных отношений с Богом и обретение внутренней гармонии и целостности личности.
Сильная свободная от всего негативного личность, которая в своих действиях проявляет добродетели, становится вдохновляющим примером для окружающих. Духовная сила личности проявляется в том, насколько стабильными и чистыми, свободными от негативных эмоций, мы остаемся во время испытаний и жизненных проблем, а также в том, сколько спокойствия, силы, радости, любви и поддержки мы ежедневно дарим окружающим.
Легкая Раджа Йога, преподаваемая в БКВДУ, связывает процесс духовного самосовершенствования с четырьмя основными предметами (вместо восьми ступеней в классической Раджа-йоге):
* Гьян — изучение духовного знания, понимание духовных законов;
* Йога — практика медитации;
* Дхарна — усвоение духовности в своей практической жизни, развитие сильного возвышенного характера на основе добродетелей;
* Сева — духовное служение обществу.
Духовное знание (Гьян), которое нужно освоить для успешной практики медитации Раджа-Йоги, включает в себя четыре базовых урока. Основные идеи этих уроков следующие.
1. Кто Я? Сознание Души
То, что мы обычно называем и осознаем как «Я», является сознательной энергией, жизненной силой, управляющей телом. В Раджа Йоге «Я» обозначается как душа — сознательное существо, отличное от тела. Душа по своим качествам и природе принципиально отличается от физического тела и любого объекта материального мира. Каждая душа — вечная, уникальная (как личность), источник чистой духовной энергии. Она абсолютно положительная по своей изначальной природе. По форме душа — точка, источник духовного света и обитает в теле в центре лба между бровями (область третьего глаза).
Если душа забывает себя, то она будто засыпает и забывает свои изначальные духовные качества: спокойствие, счастье, любовь, силу, чистоту, мудрость. Тогда в душе развиваются слабости, недостатки и греховные наклонности, что, в свою очередь, рано или поздно приводит к потерям и печали.
Цель этого урока — развить чистое духовное самоосознание: «Я — душа. Я — источник позитивной энергии. Я управляю своими мыслями», в отличие от преобладающего «сознания тела», когда человек считает себя ограниченным и смертным существом.
Душа обладает тремя способностями:
* Ум — отвечает за создание мыслей и чувств;
* Интеллект — способность различать, выбирать и принимать решения;
* Санскары — способность запечатлевать (запоминать, сохранять) весь полученный опыт. На основе санскар формируются привычки и качества характера.
Когда личность начинает осознавать себя исключительно душой, то появляется сила управлять умом, своими мыслями, принимать точные решения с помощью интеллекта и формировать сильный позитивный характер. В телесном сознании ум и интеллект часто попадают под влияние приобретенных чужеродных и вредных санскар. Это создает проблемы и беспокойство.
2. Высшая Душа
У всех душ один Отец — Высшая Душа, Бог. Бог един для всех: все принадлежат Ему, а Он принадлежит всем. Все свои лучшие качества мы, души, получаем в наследство от Высшего Отца, поэтому очень важно узнать Его точно и установить с Ним отношения.
Всевышний Отец всегда Бестелесный — в форме Души, Источника света и силы. Он — личность, Высшая Сознательная Энергия. Бог вечно Чистый и Совершенный. Силы и добродетели Бога безграничны. Бог — это Истина, Он никогда не теряет своих изначальных качеств, как это происходит с людьми. Бог — Устраняющий печаль и Несущий счастье, Очищающий и Дарующий спасение, Вечный источник всех сил и благословений.
3. Йога и состояния Медитации
Буквальное значение слова «йога» — это союз, соединение. В духовном плане — это соединение души с Высшей Душой с помощью мыслей, общение с Богом, полные любви взаимоотношения с Высшим Отцом.
Когда налаживается такая связь (йога) между душой и Высшей Душой, то душа окрашивается качествами Бога, наполняется духовными силами от Отца. Высокая и сильная энергия Бога как огонь очищает душу от примесей. Отрицательные качества, слабости и пороки сгорают в этом «огне Йоги».
Грубое материальное сознание, ощущение себя телом мешает душе почувствовать тонкие вибрации Бога. Поэтому важно точно усвоить первый урок: душе надо освободиться от телесного сознания, которое блокирует йогу с Богом, и осознать себя душой, ребёнком Бога.
Для того чтобы установить глубокую и стабильную связь с Богом, достичь единения с Ним, душа проходит четыре ступени:
а) настрой — подготовка к медитации. Нужно расслабиться и успокоить мысли.
б) медитация — размышление в безмолвии. Мы создаем мысли о душе, о ее изначальных качествах, о Высшей Душе, о качествах Бога. Здесь важно не просто думать (создавать мысли), но также визуализировать, ощущать и переживать каждую мысль.
в) концентрация — наступает, когда ум перестает блуждать. Здесь уже нет необходимости специально создавать мысли, душа становится олицетворением, воплощением этих мыслей: о себе, о Боге... Мысли и чувства сливаются вместе.
г) осознание — это полная реализация. На смену мыслям приходит ощущение. Душа испытывает легкость и свободу, ее принизывают лучи света, покоя, любви, чистоты, идущие от Высшей Души.
Новичкам приходится обращать больше внимания на первые две ступени, однако по мере практики и развития первые ступени проходятся все быстрее и практикующий Йогу получает всё больший опыт концентрации и осознания.
4. Философия Кармы (действий)
Духовный Закон Кармы носит универсальный характер: «Что посеешь, то и пожнешь». Как и закон сохранения энергии, он действует всегда. Здесь есть четкая взаимосвязь между действием и результатом. Это закон причины и следствия.
Закон Кармы — это закон высшей справедливости. Если вы дарите другим счастье, то и получите счастье. Каждое действие создает кармический счет. И рано или поздно, но по всем таким счетам нам надо будет расплатиться. Все хорошее или плохое в нашей жизни приходит к нам именно на основе кармических счетов. То есть это мы заработали сами своими же действиями. Все справедливо.
При этом философия кармы очень глубока. В каждом рождении, которое принимает душа, она взаимодействует со многими людьми и создает огромную кармическую сеть. Какие-то действия влияют на других: либо вдохновляют на лучшее, либо провоцируют на ошибки, и тогда плоды таких действий приумножаются.
Семена наших действий — это мысли. Качество мыслей определяет качество наших действия и как результат этого — качество нашей жизни. Поэтому очень важно следить за своими мыслями: останавливать негативные мысли и целенаправленно создавать сильные положительные мысли.
Практика медитации помогает управлять своими мыслями и создавать нужные мысли на основе понимания. Благодаря этому у нас больше идей и поводов для позитивных действий, которые ведут к успеху и дарят радость как нам самим, так и окружающим людям. Таким образом мы укрепляем свои положительные санскары и создаём положительный кармический счет.
Теория Легкой Раджа Йоги создает целостное мировоззрение, способствующее развитию положительного мышления и созданию сильного стабильного состояния. Приведенные здесь простые, на первый взгляд, понятия, глубоки по своему содержанию. Полное осознание духовных законов и понятий требует практического освоения. Эта практическая часть содержится в остальных предметах: Йога, Дхарна и Сева.
Практика медитации (Йога) помогает глубоко осознать и усвоить теорию, то есть обрести состояние спокойствия ума и внутренней чистоты, практически развить осознание себя душой. Дхарна проявляется в том, что мы в своей жизни придерживаемся духовных принципов и следуем духовным законам. Благодаря этому человек глубже понимает важность и ценность духовного знания.
Служение обществу (Сева) с одной стороны является экзаменом, так как показывает, насколько мы продвинулись в своем духовном развитии. Ведь только тот, кто наполнен сам, сможет реально помогать другим. Но с другой стороны Служение также является сильным средством для дальнейшего развития, помогая усвоить многие добродетели и духовные силы.
Результаты практики Легкой Раджа Йоги
Люди, которые регулярно практикуют Легкую Раджа Йогу, замечают много позитивный перемен в своей жизни. Эти изменения проявляются практически во всех областях: здоровье и внутреннее состояние, саморазвитие и взаимоотношения, деловая активность и материальное благополучие, творчество и самореализация.
Первое, что замечают и ощущают в себе те, кто начинают системно заниматься Раджа Йогой, — это достижение внутреннего спокойствия и освобождение от стрессов. Спокойствие ума — первое условие, необходимое для успешной практики медитации, и первое достижение от практики. Благодаря сильным и чистым мыслям о себе и окружающих, которые мы усваиваем сознанием во время утренней медитации, становится легко сохранять спокойствие в течение всего дня. Благодаря этому мы ясно, без искажений воспринимаем события, освобождаемся от внутреннего напряжения (стресса) и принимаем точные решения в нужный момент.
Современная медицинская статистка показывает, что около 95% заболеваний развивается именно из-за внутреннего (ментального) напряжения и стресса. Поэтому систематическая и длительная практика медитации оказывает явно выраженное положительное влияние на физическое здоровье человека. Есть несколько уникальных примеров использования Раджа Йоги для исцеления от серьезных заболеваний.
Медицинское крыло БКВДУ, опираясь на определение Совершенного Здоровья, предложенное Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ), разработало концепцию четырехмерного здоровья, в которую кроме физического, социального и психического (ментального) здоровья, было добавлено духовное измерение. Духовное здоровье основано на осознании истинной природы человека, его духовной сущности и на практике положительного мышления. Как показывает опыт многих раджа-йогов, именно духовное здоровье становится надежным фундаментом как для хорошего ментального, так и для социального и физического здоровья.
В 1998—2000 годах в Индии началось исследование влияния медитации (положительного мышления) на лечение коронарного атеросклероза средней и высокой степени тяжести. В программу лечения, кроме умеренных физических упражнений и специальной вегетарианской диеты, было предложено включить также стресс-менеджмент на основе медитации Раджа Йоги. Результаты исследований показали высокую эффективность предложенной программы. В дальнейшем этот проект успешно развивался под названием «Здоровое сердце». За несколько лет в нем приняли участие около 2500 человек, страдавших ишемической болезнью сердца. Они смогли заметно улучшить свое самочувствие без хирургического вмешательства. Изучив результаты этих исследований, правительство Индии в январе 2008 года придало этому проекту статус национальной программы по профилактике сердечно-сосудистых заболеваний.
Кроме того в исследованиях, проводимых Медицинским крылом БКВДУ в 1985 году, было обнаружено, что подавляющее большинство практикующих Раджа Йогу быстро и с легкостью избавляются от вредных привычек (курение и алкоголь). Через месяц практики Раджа Йоги из исследованной группы 183 курильщиков — 135 отказались от этой нездоровой привычки (74%). После одного года занятий Раджа Йогой только 5 человек из 183 курильщиков (2,7%) не смогли освободиться от этой зависимости. А в аналогичном исследовании относительно алкогольной зависимости из группы 80 человек — 78 полностью избавились от алкогольной зависимости к концу месяца. Одному человеку на это потребовалось 6 месяцев и еще одному 1 год.
Так же благодаря положительному внутреннему отношению, усвоенному в медитации, и освобождению от внутреннего напряжения, заметно улучшаются взаимоотношения как в семье с близкими людьми, так и с коллегами по работе. Это главные составляющие социального здоровья и благополучия.
Деловые люди и руководители организаций, практикующие Раджа Йогу, отмечают, что заметно повышается работоспособность и эффективность деловой активности. Все дела в целом идут легче, возникает меньше конфликтов и трудностей, но даже те проблемы теперь решаются быстрее и легче. Жизнь становится более гармоничной — на всё хватает времени: на бизнес, на общение с семьей и близкими, на профессиональное и личное саморазвитие и на духовное служение обществу.
Кроме этого многие отмечали следующие достижения от практики Раджа Йоги:
- увеличение силы концентрации, что явно ощущается во время обучения: улучшается восприятие и понимание новой информации, запоминание;
- улучшается характер, развивается привычка замечать в других хорошие качества и особенности;
- развиваются творческие способности и таланты;
- развиваются духовные силы (приятие, терпение, различение, сотрудничество, принятие решений и др.)
Подводя итог в целом можно отметить, что практика Легкой Раджа Йоги, несмотря на свою кажущуюся легкость и простоту, показывает высокую эффективность. Методологический подход в обучении гармонично сочетает в себе как «западный подход» к обучению: детализация, рациональный анализ и понимание информации, так и «восточный (созерцательный) подход», опирающийся на внутренние чувства, интроспекцию и самонаблюдение. Благодаря этому сама теория Раджа Йоги понятна и доступна для большинства простых людей.
Использованная литература
1. Раджа Йога. Метод и цель, Б.К.Джагдиш Чандер. БКВДУ, Москва, 1994
2. Новое Знание для Нового мира. ЦДР, Москва, 2011
3. Жизнь без стресса. БКВДУ, Москва, 2004
4. Здоровое сердце. БКВДУ, Санкт-Петербург, 2010
5. Нравственные ценности. ЦДР, Москва, 2011
6. Бизнес и Йога. БКВДУ, Москва, 2006
7. Как достичь цели с помощью восьми сил. ЦДР, Москва, 2014
Курганов Сергей Юрьевич,
координатор отделения Межрегиональной общественной организации
«Центр Духовного Развития» в Саратове,
координатор Интернет-программ МОО ЦДР,
репетитор-преподаватель математики и физики.
Если Вы желаете больше узнать о Раджа-йоге или хорошо освоить эту практику, то
смотрите также (сайты):
* Медитация Раджа-йоги - все о Раджа-йоге, теория и практика.
* Курс "Основы духовного знания" - последовательный курс для освоения Раджа-йоги, проводится в центрах БКВДУ.
* Духовное развитие личности - курсы и тренинги по медитации в Центре Духовного Развития.
Copyright © 2012 - All Rights Reserved - www.klad-zdorovya.ru